Обезьянка и слон

Elephant Rock Sunset
Представьте на минуту картину: сквозь густые джунгли неторопливо идет слон. Он мало что замечает вокруг себя, что-то задумчиво жует и, похоже, бредет без особого направления.
На слоне сидит маленькая обезьянка. Она замечает все вокруг, и ей хочется каждый фрукт, мимо которого они проходят. Похоже, она просто не в силах сидеть неподвижно — вот она молотит своими маленькими лапками по его спине в тщетных попытках заставить слона двигаться туда, куда ей нужно. Но вот она отвлеклась на что-то еще, и все повторяется сначала.
Это замечательная иллюстрация того, как обычно работают наши сознание и подсознание. Небольшая часть нашего мозга, отвечающая за сознательную деятельность, всегда полна идей, желаний, сомнений и сиюминутных стремлений. Часто этот “обезьяний треск” заглушает наши глубокие желания и потребности.
Большую часть мозга, отвечающую за подсознательную область, сложно услышать и еще сложнее заставить работать в каком-то определенном направлении. Наш внутренний слон, не смотря на свою огромную силу, не спешит ее применять, и любит ходить однажды пройденными тропинками.
В поисках способов гармоничного путешествия, обезьянке придется использовать свою креативность, что бы заручиться доверием и поддержкой слона. И конечно, что бы расслышать его негромкий голос, обезьянка должна научиться какое-то время сидеть тихо.

Правда

Мне очень нравиться одна притча:

Однажды ученик подошел к учителю и заявил, что постиг суть вещей.
— И в чем же она? — спросил учитель.
— Все есть пустота — отвечал ученик. Но вместо продолжения разговора учитель больно ударил ученика палкой.
— Что вы делаете?! — в гневе закричал ученик
— Если все есть пустота, то откуда эта злость? — спросил учитель.

Именно эта притча приходит мне на ум, когда я слышу — «Это неправильно!». Как правило в этой фразе столько эмоций, что я почему-то представляю, как люди произносят слово «правильно» с большой буквы «П». Взрослые и неглупые, в общем-то, люди искренне расстраиваются, когда происходящее не укладывается в рамки их представлений о «правильном».

Мне нравится эта притча вовсе не потому, что в ней глупый ученик получает палкой по голове. Эта притча — замечательная иллюстрация к нашей привычке наклеивать ярлык «Правда» на идеи, которые мы принимаем. Получив такой ярлык, идея обретает особо почетное место в нашей системе ценностей, и любое столкновение реальности с ней мы воспринимаем очень болезненно.

К сожалению, получив жизненный удар, подобно этому ученику, мы скорее склонны защитить свою «Правду» — обычно мы начинаем злиться, спорить, доказывать свою правоту, переубеждать обидчика, расстраиваться, ссориться и так далее, и так далее.

Очень редко рядом найдется мудрый учитель, который сможет помочь нам (пусть даже способом, который может показаться жестоким) посмотреть на нашу «Правду» непредвзятым взглядом, открыть в ней новую грань или вообще переставить ее с парадной полки немного пониже.

Миф о дисциплине

Автор статьи Leo Babauta.

Самодисциплина — самый распространенный миф нашей культуры.
Миф больший, чем сама жизнь. Бенджамин Франклин культивировал его, со своими ранними подъемами по утрам, списком добродетелей и ежедневными отчетами. Лучшие спортсмены дисциплинированно тренируются напряженнее всех, чтобы выиграть золото. Мои читатели часто думают, что я более дисциплинирован, прочитав о моей жизни и списке привычек и достижений, которые я реализовал — от ранних подъемов по утрам до накопления сбережений.

Все это миф.

Надеюсь осознание этого мифа поможет вам избавиться от чувства вины за вашу недисциплинированность и вдохновит вас приобрести желаемые привычки без необходимости обращаться к помощи этой мифической субстанции.


Почему дисциплина на самом деле миф

Я написал об иллюзии дисциплины около 4,5 лет назад (прочитайте мои старые посты на эту тему) но похоже, мне придется возвращаться к этому снова и снова. Особенно когда я читаю неплохие в общем-то статьи, которые продолжают раздувать этот миф. Придется разрушить его прямо сейчас.

Все дело в том, что дисциплина выглядит как абсолютно истинная концепция, до тех пор пока вы не начнете углубляться в предмет. Например, первая строчка статьи на которую я сослался выше:

Дисциплина — это не тайна.

Кроме того, что это так и есть. Что такое — дисциплина? Сколько во мне дисциплины? Как получить еще? Если с помощью тренировок, то как тренироваться если у вас совсем нет дисциплины? Если вам не по душе что-то делать, как использовать дисциплину, чтобы себя заставить?

Я много разговаривал с людьми свято верящими в миф дисциплины. Обычно это выглядит примерно так:

Я: Что такое вообще — дисциплина? Чем она отличается от мотивации (представляющей собой действия, которые мы действительно можем совершить)?

Друг: Мотивация скорее похожа на сближение себя с чем-либо, пробуждением в себе желания сделать что-либо. Дисциплина — это подталкивание себя к цели, способ заставить себя сделать что-либо, даже если ты этого не хочешь.

Я: Хорошо, но что если у меня нет дисциплины — как ее воспитать?
Друг: Тренировкой. Это мышца, которая становиться сильнее от тренировок.

Я: Как мне тренироваться, если дисциплины у меня нет?

Друг: Начни с чего-нибудь простого, а затем тренируйся дальше.

Я: Но ведь именно для этого и нужна дисциплина. Что именно нужно сделать, что бы заставить себя сделать то, чего мне делать не хочется?

Друг: В конечном итоге, ты сможешь себя заставить.

Я: Но это и есть дисциплина — которой у меня нет. Хорошо, предположим, я сижу на диване и хотел бы пробежаться или встать и написать статью. Как я могу заставить самого себя? Что именно мне нужно сделать?

Друг: Хммм. Ты представляешь себе конечный результат. Что-то, что ты хочешь получить.

Я: Это пример мотивации, а не дисциплины.

Друг: Ладно. Тогда ты устанавливаешь вознаграждение. Нет, это мотивация. Хммм. Ты вдохновляешь себя и говоришь, что ты сможешь это сделать. Нет, это тоже мотивация. Ты сообщаешь всем, что собираешься это сделать. Нет, опять мотивация. Ты фокусируешься на приятных моментах… или делаешь сначала то, что тебе нравиться. Нет это тоже мотивирование. Эээ…

Любое конкретное действие, которое мы предпринимаем в попытке заставить себя что-то сделать — это мотивация. Но не дисциплина.
Именно поэтому дисциплина является мифом. Мифом привлекательным, но бесполезным. Когда приходит пора заставить себя сделать что-либо, единственное, что вы действительно можете — мотивация. Не дисциплина. Я годами пытаюсь выжать из людей пример действия дисциплины, не являющийся мотивацией — и еще ни у кого не получилось.

Если вы заинтересовались мотивацией, я написал книгу о ней.

Воспитание привычек для постоянства

Обычно, когда люди жалуются на недостаток дисциплины, это означает, что они хотели бы быть более постоянными в каком-то аспекте. Быть может, это занятия спортом или медитация, или писательство, или другая творческая работа, или финансы, или еда, или производительность на работе.

Все это достижимо без концепции дисциплины. Что вам нужно вместо нее, так это воспитание привычек.

На самом деле, люди не очень хорошо понимают, что такое привычки. Именно поэтому я создал специальный Курс Привычки. В этом курсе я раскрываю концепцию переключений, позитивной и негативной обратной связи, постоянства, мотивации, учета, поддержки и прочих вещей, помогающих вырабатывать привычки.

И все это не туманные концепции. Все они представляют собой конкретные действия, которые вы можете предпринять, что бы сформировать привычку. Если вам хочется быть последовательным в чем-то — сформируйте это как привычку. Начните с малого для начала, что бы построить привычку. Когда привычка станет частью вас (может занять от пары недель до пары месяцев), вы сможете развивать и расширять ее.

Именно привычка ключ к последовательности. Не дисциплина.

Могу рассказать вам насколько это замечательная вещь — выработанная постоянная, позитивная привычка. Вы чувствуете в себе дисциплину, силу, уверенность в себе — являясь ничем другим, как живым воплощением мифа.

Наверно так должны себя чувствовать греческие боги.

Зачем я бегаю?

Последнее время я часто слышу вопрос — “Зачем?”. Людям просто необходимо, чтобы все действия были подчинены достижению цели. Бесцельная активность — порицается. Цель, план действий по достижению, выполнение, мониторинг, коррекция. Так нас учили. Мы по-другому не можем.

Мир, разложенный на цели и действия, мир, движимый вопросом “Зачем?” — похож на беличье колесо. С одной ступеньки на другую, мы вращаем колесо планов и достижений, забывая про самих себя. Нам просто важно — “Зачем?”. Если подходящий ярлык найден — колесо приходит в движение.

Вы можете не осознавать этого, но я уверен, что такое движение “Зачем?” глубоко противоречит нашей природе. За каждым “Зачем?” как правило стоит надзиратель (или несколько) в виде начальников, преподавателей, родителей, рекламы, общественных ожиданий и прочих генераторов “Зачем?”. И даже когда первые робкие собственные желания проклевываются через этот толстый слой чужих “Зачем?”, мы по-привычке задаем вопрос “Зачем?” сами себе.

Вот почему вопрос “Зачем?” меня так задевает. Вот почему мне так сложно ответить на вопрос — “Зачем ты бегаешь?”

Итак, я бегаю не затем чтобы:

  • Согнать вес
  • Быть здоровым
  • Получить красивое тело
  • Экономить на фитнес-абонименте
  • Иметь более яркий секс
  • Жить дольше
  • Бороться со стрессом
  • Повысить мощность для других дел
  • Что-то кому-то доказать

Я бегаю потому, что когда я просыпаюсь рано утром — мне хочется побежать.

Сможете обойтись?

Автор статьи: Лео Бабаута.

Многие ошибочно уверены, что чтобы стать минималистом нужно владеть не более, чем 100 вещами (или 50, или что-нибудь такое же глупое). Это совершенно не так.
Минималист — это человек, который подвергает сомнению необходимость вещей и старается обходиться необходимым, вместо того, чтобы потреблять.
Эксперимент “100 вещей” — это просто инструмент: сама попытка сократить количество своих вещей до 100 штук заставляет вас брать их по одной и задаваться вопросом: “Действительно ли это нужно? Смогу ли я обойтись без этого?”

Поэтому забудьте о вызове “100 вещей” и вместо этого просто задавайте себе вопросы. Действительно ли это нужно? Смогу ли я обойтись без этого?

Например: сможете ли вы обойтись без этих вещей?
  • Кабельное телевидение
  • Смартфон
  • Любой сотовый
  • Любое телевидение
  • Интернет подключение
  • Диван
  • Более одной пары обуви
  • Более чем несколько футболок и штанов
  • Микроволновка
  • Машина
  • Сладости
  • Более чем несколько книг (в один момент времени)
  • Макияж
  • Волосы
  • Вещи, хранимые “на память"
Пара тройка вещей из этого списка покажется некоторым настолько необходимыми, что даже спрашивать об этом смешно. И я вовсе не говорю, что вы должны избавиться от каких-либо вещей из этого списка… Я просто предлагаю вам задать эти вопросы.