В дзен-буддизме я вижу особый шарм

Чем меня привлекает дзен-буддизм, так это идеей о том, что каждый из нас уже сейчас обладает полнотой совершенства, и не нуждается ни в каком восполнении извне.
Основа дзен буддизма — это медитация. Собственно, само слово дзен, в переводе с японского, означает медитация или созерцание. Но сейчас не о медитации; я хочу раскрыть свое виденье концепции дзен-буддизма.

На первый взгляд может показаться, что дзен-буддизм наполнен противоречиями, но это все из-за привычки впадать в крайность. В жизни нет хорошего и плохого, а есть золотая середина, разделяющая эти крайности. И вы, подобно канатоходцу, балансируете между ними. Ваша опора — это осознанность и присутствие в настоящем моменте. Жить — значит находиться здесь и сейчас. Настоящее — это срединный путь между прошлым и будущим.

Цель дзен-буддизма — обрести просветление, а точнее, увидеть свою истинную природу; стать самим собой. Дзен буддизм отрицает присутствие книг и учителей в личном обучение. Все что вам нужно, уже есть у вас, нужно лишь найти и увидеть это. Найти себя можно только в самом себе. Я полностью согласен с этой идеей, но думаю, что в условиях российской ментальности, и не только, книга и учитель выполняют роль искры.

Дзен это принятие жизни такая какая она есть. Не нужно пытаться улучшить себя. Человек, пытающийся стать чем-то большим чем он есть, не может действовать творчески. Как говорил китайский учитель Риндзая: «Если ты сознательно стремишься стать Буддой, твой Будда — всего лишь сансара». Или: «Если человек ищет Дао, он теряет его». Цель дзен не в том, чтобы стать Буддой, а скорее в том, чтобы действовать подобно Будде.

Суть дзен-буддизма хорошо выражена в высказывании Лин-Цзы: «В буддизме нет места для усилий. Будь обыкновенным человеком — и никем более. Ешь свою пищу, мочись и испражняйся, а когда устал — ляг и отдохни. Невежда посмеется надо мной, но мудрый поймет…».
Многие скажут: «Дзен какой-то скучный. Это же не весело, просто быть и делать то, что сейчас делаешь. Нужно стремиться быть лучше, ставить цели, и достигать их.». Я считаю, что пришло время успокоиться, и, без оценки понаблюдать за собой, за миром. И будьте уверены, истинный путь появиться сам, а человек увидит на сколько он прекрасен, что не требует улучшения. Все ценности, о которых мечтает человек, спрятаны у него внутри.

источник: В дзен-буддизме я вижу особый шарм
  • 02 ноября 2011, 22:38
  • dmitrydiez
  • Просмотров: 3132

Комментарии (13)

RSS свернуть / развернуть
+
+2
Просто поставлю + и минималистично воздержусь от комментариев )
avatar

xykapec

  • 04 ноября 2011, 11:00
+
0
скажу лишь, что сейчас многие монахи и другие люди, всякие псевдо-учителя пытаются по-своему трактовать подобные учения, но эти люди сами далеки от Дао — поэтому они лишь еще более каверкают истинный смысл.
avatar

Royalrichfam

  • 04 ноября 2011, 18:19
+
+2
Все верно. Европейский ум никогда не поймет индийский буддизм, так же, как в свое время китайцы поняли буддизм по своему, а японцы все приняли на свой манер. Это не значит что все испортилось и истинный смысл искажен. Путь не может быть правильный или нет. Путь есть путь.
avatar

dmitrydiez

  • 04 ноября 2011, 22:56
+
0
Чего-то Вы и Дао и Дзен в одну кашу замесили :) А в целом, спасибо.
avatar

spectator

  • 05 ноября 2011, 10:44
+
0
Потому что дзен буддизм, развивался в Китае, на основе даосизма.
avatar

dmitrydiez

  • 05 ноября 2011, 14:53
+
0
это был Чань. Давайте закроем эту тему.
avatar

spectator

  • 05 ноября 2011, 19:06
+
0
Верно подмечено. В Китае — Чань, в Индии это звучит, как Дхьяна. А в Японии — Дзен. Суть не меняется; дзен был образован из сплетения даосизма и буддизма, так уж исторически сложилось.
avatar

dmitrydiez

  • 05 ноября 2011, 19:58
+
0
я знаю ;)
avatar

spectator

  • 05 ноября 2011, 21:01
+
0
Дзен буддизм отрицает присутствие книг и учителей в личном обучение.
Несколько поверхностное понимание дзен, что, впрочем, свойственно его западной интерпретации.

Дзен не отрицает учение и учителей. Все, вырванные из контекста фразы вроде «Встретишь Будду — убей Будду» и т.п. радикализм воспринимается таковым из-за отсутствия элементарной базы. Дзен (как и, например, родственное направление в Тибете — дзогчен), если провести аналогию, это десятый класс школы. Если вы не были в первом и не учились дальше — вы просто не понимаете что это за путь и куда он должен привести. А понимание того, что «нечего искать, всё уже здесь» обретается чаще всего только после весьма длительной и настойчивой практики. Или вы думаете, что тот же Бодхидхарма сидел в медитации 9 лет из-за своей ущербности и скудоумия? А Доген? А Лин-цзы? И это при уже готовом на блюдечке данном и давно сложившемся учении буддизма. И наверное зря в дзен-монастырях в обязательном порядке по несколько лет изучают Алмазную и Лотосовую сутры, наверное просто так основной передачей учения считается общение с учителем «от сердца к сердцу», а медитация занимает по 14-18 часов в сутки.

У нас же большинство «дзен-буддистов» не могут обозначить даже элементарные концепции буддизма вроде четырёх основополагающих истин и т.п. Какое там просветление? О чём вы? Это как профессор математики будет рассказывать ученикам начальной об элементарности и простоте школьного курса алгебры.

Так что, не стоит тешить себя мыслями о простоте и минималистичности дзена, он прост и понятен далеко не всем и не сразу. То, что большинство привыкло понимать под этим словом, на самом деле им не является.
avatar

yarko

  • 06 ноября 2011, 13:20
+
0
Вы прям-таки Алан Уотс. Согласен полностью с вами, Денис.
Единственное, что в самом начале повествования я уточнил. что хочу раскрыть свое видение концепции дзен буддизма. Цель этой статьи вкратце рассказать людям, впервые услышавших название дзен, о сути этого течения.

А на последок такая цитата:
Собери всех великих Учителей в одной комнате, и они найдут общий язык. Собери их учеников — и они будут спорить до хрипоты
avatar

dmitrydiez

  • 06 ноября 2011, 20:00
+
0
Дмитрий, Алан Уотс — не самый интересный человек в дзене ;)
Ваши намерения понятны и весьма похвальны, но есть один нюанс касаемо буддизма в целом и дзена в частности — сейчас время профанации учения, которая, кстати и началась с трудов разных западных «антропологов» и «философов» и " теософов", попытавшихся интерпретировать буддизм со своей привычной точки зрения.

Если мы посмотрим на многочисленные книги и ресурсы на эту тему — часто авторы вообще не понимают о чём ведут речь. Все отсылы к тому, что «европейцы понимают буддизм по-своему» ничто иное как оправдание своего невежества. Либо вы понимаете учение, либо нет. Тут нет «срединного пути». Прежде чем говорить о просветлении — нужно хотя бы иметь представление о том, что это такое, иметь представление хотя бы об основных положениях буддизма и его практик. Это основы. Это первый класс начальной школы. И без этого вы не сможете двигаться дальше (хотя, в принципе, и такая возможность существует, но крайне, крайне мала).

Когда в «руководствах» по дзен пишут о медитации «сядьте прямо в позу лотоса, соедините большой и безымянный палец, положите руки на колени, отбросьте свои мысли и ни о чем не думайте» — как это понимать? Сидеть и весь день тупить в стену? Это не дзен. Это могут называть дзеном, но это не дзен.

В общем, я к чему: если интересует буддизм и дзен в частности, очень рекомендую в первую очередь обращаться к первоисточникам. Если интересен дзен в своей основе — возьмите, к примеру, замечательные книжки Тит Нат Хана в которых простым и ясным языком раскрываются основы буддизма, есть обзор основных практик и пояснения как их применять в повседневности, освойте и применяйте их, а там уже и дальше будет видно в каком направлении двигаться :)
avatar

yarko

  • 06 ноября 2011, 20:34
+
0
Спасибо за рекомендации, Денис. Но я считаю вход в любое знание только по средствам книг может вызвать когнитивный диссонанс.
Раз уж вы так осведомлены в дзен буддизме, осмелюсь предположить, что ваши знание не только из книг, а из практики и общении с монахами. В обратном случае мне не понятно почему вы беретесь оспаривать другие точки зрения.
avatar

dmitrydiez

  • 06 ноября 2011, 20:45
+
0
Опыт из практики, но не в дзене :) Вход в буддизм был не только посредством книг, у меня есть прибежище, общения тоже хватает (нуда-нуда, не с монахами, но не только монахи делают практику образом жизни) так что, думаю, с этим должно быть всё в порядке :)

Не хотелось бы разводить здесь прения а-ля холивары на буддийских форумах, естественно, что каждый имеет право на свою точку зрения, и я их не столько оспариваю, сколько пытаюсь сделать акцент на том, что не стоит выдавать желаемое за действительное, это отдаляет от цели. Я всегда был сторонником обращения к первоисточникам, так что если хотим буддизма — открываем сутры, комментарии и лекции к ним признанных мастеров (а не западных теоретиков-интерпретаторов) и начинаем изучать, всё остальное придёт по мере практики, было бы желание. Кстати, при знании английского или французского с тем же Тит Нат Ханом и его учениками вполне возможно непосредственное общение через пресловутый Фейсбук и на сайтах монастырей его линии ;)
avatar

yarko

  • 06 ноября 2011, 22:31

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.